Yulia Vishnevets (kunstkamera) wrote,
Yulia Vishnevets
kunstkamera

Categories:

Краткая история тени

В издательстве «Гнозис» вышла монография Владимира Стоикиты «Краткая история тени».
Это исследование, как многие современные гуманитарные работы, находится на стыке искусствоведения, культурологии, психологии и философии. Автор собрал множество фактов о тени – вернее о том, как это понятие воспринимали и воспринимают в разных обществах: тень в понимании современных детей, средневековых мыслителей, художников Возрождения и идеологов шаманского хэппенинга. Книга структурирована как бы хронологически, от Платона до Энди Уорхолла, но эта периодизация очень условна: автор исходит из того, что тень – это, на самом деле, всегда одно и то же. По его наблюдениям, концепт тени важен для тех культур, которые особенно акцентируют условность искусства: тень – это иносказание искусства о своей же сущности, ведь живопись, согласно распространенному мифу, вообще началась как обведенная кем-то тень на стене. С тех пор тень воплощает природу изображения как такового – дублируя изображение предмета, она одновременно говорит о том, каков он на самом деле.

В книге много чрезвычайно занятных картинок: неожиданно бросаются в глаза фрагменты классических полотен, где, например, вдруг странно извивается тень от руки, рисующей картину; в комиксах начала двадцатого века обращаешь внимание на смешную и страшноватую дырочку в силуэте ковбоя, стреляющего в собственную тень; конечно же, предметом изучения автора становится и современный рекламный плакат, изображающий, как человек борется со своей тенью за флакон с дезодорантом, и кадры экспрессионистского немого кино.

В общем, все это довольно симпатично, но как-то уж чересчур модно. Постструктуралистские рассуждения автора про Другого и Симулякр производят впечатление вежливого комментария, столь же необходимого – или, наоборот, излишнего – как библиография или оглавление. Автор нашел много интересных сюжетов, массу материала для исследования – все это могло бы послужить толчком для очень глубокой книги, но, выдерживая хороший тон научной работы, искусствовед предпочел ограничиться переводом в общем-то понятных вещей на непонятный язык Делеза и Бодрийяра. К сожалению, монография Стоикиты не выходит и не ведет за пределы самой себя – как выключенный из розетки телефон, самодостаточная игрушка в руках ребенка.
Tags: article
Subscribe

  • И еще про выборы

    Вышел в сокращенном виде мой репортажик про то, как в Германии все по-другому с выборами В ресторане «Боннер Штубе», гнезде христианских…

  • Репортеры вдоль границ: МЕДНЫЕ ТРУБЫ

    А вот угадайте, как будет по-сербски "кинематограф": – синематограф; – дикобразина; – биоскоп. Правильный ответ - в сербских заметках…

  • Статья про Боснию

    Вышел мой репортаж про то, что будет, если гопники, хипстеры и кавказцы начнут отрезать друг другу уши и яйца. Причем тут Босния - поймете, если…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment