Yulia Vishnevets (kunstkamera) wrote,
Yulia Vishnevets
kunstkamera

Categories:

Игры злой воли

В фотогалерее «имени братьев Люмьер» на Крымском валу проходит персональная выставка Льва Бородулина. Восьмидесятилетний фотограф, ныне живущий в Израиле, представил около полусотни работ, из которых большая часть – ставшие уже классикой черно-белые изображения советских спортсменов.

В пятидесятые годы карьера Бородулина складывалась на удивление удачно: он работал под покровительством знаменитого Бальтерманца, более десяти лет состоял фотокорреспондентом в штате «Огонька», объездил полмира, сопровождая сборные советских спортсменов. В фотографиях этого периода Бородулин честно старается следовать всем канонам построения кадра в соответствии с эстетикой советской школы. Жизнерадостно марширующие олимпийцы, застывшие в скульптурном ожидании боксеры, мускулистые дискоболы и гимнасты – воплощение тоталитарной мощи советского спорта.
Спортсмены Бородулина как будто сбежали из залов Пушкинского музея: воспевая имперскую красоту идеального советского тела, фотограф, похоже, сознательно ориентируется на образцы античных империй. Например, гимнастка на одной из его фотографий – современная версия Ники Самофракийской: руки раскинуты в полете, а голова запрокинута назад так, что ее вовсе не видно – получилось до смешного точное подобие безглавого античного слепка.
И все-таки даже спортивная фотография в советском журнале оставляла возможность эксперимента – видно, как иногда Бородулин уходит от надоевших патриотических мотивов в непредвзятый и непосредственный импрессионизм. Рядом с неподвижной, геометрически совершенной, но страшноватой человеческой «Пирамидой» вдруг появляется картина парада, на котором люди почему-то идут не строем, а вразнобой. Такое ощущение, что Пирамида рассыпалась и составляющие ее человечки, как монетки из кошелька, хаотично покатились в разные стороны. Чтобы избежать навязчивых повторений, Бородулин много экспериментирует с ракурсами, и иногда какой-нибудь величественный спортсмен вдруг застывает на снимке в комичной и неестественной позе.
За один из таких экспериментов Бородулину пришлось поплатиться благосклонностью власти. Фотографию гимнастки, прыгающей с вышки, секретарь ЦК Михаил Суслов назвал «летающей жопой». После этого началась травля, Бородулина окрестили «последователем буржуазного формализма», он перестал получать заказы. В 1972 году фотограф был вынужден эмигрировать в Израиль, где переключился на жанровую и рекламную съемку. Сегодня Бородулин признанный мэтр, его работы продаются на аукционах "Sotheby's", "Christie's" и "Swann" за десятки тысяч долларов, а несколько фотографий с изображением советского парада висят в Белом доме. Выставка же на Крымском валу продлится до 31 марта.
Tags: article
Subscribe

  • И еще про выборы

    Вышел в сокращенном виде мой репортажик про то, как в Германии все по-другому с выборами В ресторане «Боннер Штубе», гнезде христианских…

  • Статья про Боснию

    Вышел мой репортаж про то, что будет, если гопники, хипстеры и кавказцы начнут отрезать друг другу уши и яйца. Причем тут Босния - поймете, если…

  • Статья про Боснию, продолжение

    МУСУЛЬМАНКА Продолжение статьи про Боснию, начало здесь — Да, наш ислам — это совсем другое, — объясняет на следующий день Индира Кучук-Соргуч,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments