?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Статья про Чечню

"Further war is not pleasing to God” – A visit to the Chechen mountain schools

Чечня еще недавно была территорией смешения множества идеологий. До восемнадцатого века главной силой здесь были адаты, суды старейшин, регулирующие отношения горцев сложной системой сдержек и противовесов. Потом суфии принесли в Чечню ислам в его эзотерической разновидности. В девятнадцатом веке возникла Россия с ее имперской идеологией, а в двадцатом добавился еще коммунизм. В девяностые годы, на фоне сепаратизма, многие чеченцы стали приверженцами ислама в его ортодоксальной форме. Но в результате войн и нынешнего "восстановления мирной жизни" Чечня оказалась почти полностью деидеологизирована - главной проблемой людей стало выживание и минимальное сохранение собственного достоинства. Можно ли еще в Чечне вообще говорить о каких-либо убеждениях? Где еще стоит искать осмысленность? Я пыталась ее почувствовать в чеченских школах, в местах мусульманских святынь и в немногих сохранивших свою генетическую память горных селах.





От сочетания кавказского гостеприимства с исламским чувствуешь себя порой крайне неловко: здесь какие-то совсем уж утонченные правила. Например, все чеченцы считают своим долгом вымыть гостю обувь: и непонятно, что делать, то ли благодарить, то ли извиняться, то ли вопринимать как должное. Чеченец всегда постарается выполнить любую твою просьбу, но что он при этом реально чувствует - возможно, страх, неловкость или сомнение - приходится догадываться по нюансам интонации или вообще не догадываться. Вообще в Чечне в голове все время работает незримый вольтметр, оценивающий напряженность ситуации. От этого очень устаешь: Можно ли сфотографировать? Можно ли покурить в присутствии этих людей? Можно ли об этом спросить? Все время приходится себя контролировать, а это, как известно, гораздо хуже, чем когда тебя контролирует кто-то другой. И наоборот: чувствуется, что у людей, с которыми ты разговариваешь, в голове работает тот же приборчик. Например, в одной школе, которая находится на горе, завуч сказал, что село было важной стратегической точкой и военные этим пользовались. "Как пользовались?" - автоматически переспросила я. Он посмотрел на меня каким-то странным взглядом, воцарилось тяжелое молчание, которое кто-то прекратил следующим вопросом. Как потом выяснилось, у этого завуча брат был боевиком, а другого брата посадили за пособничество. Отец их после этого умер от инфаркта. Потом в конце разговора завуч сказал: "Спасибо вам большое, хоть вы и русские. Я понимаю, что у каждого народа есть разные люди, и хорошие, и плохие, но что было, то не перечеркнешь". Он, видимо, собирался по-другому расставить акценты, но получилось так. Впрочем, это был единственный случай такой откровенности.

В Чечню можно ездить по-разномуCollapse )

Comments

( 271 comments — Leave a comment )
Page 2 of 7
<<[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] >>
tushkis
May. 17th, 2007 04:45 pm (UTC)
Спасибо, Юль.
bgmt
May. 17th, 2007 04:49 pm (UTC)
Потрясающе интересно.
Интереснее всего, что я читал о Чечне.
malpa
May. 17th, 2007 05:11 pm (UTC)
Большое спасибо.
И не обращайте внимания на сволочей.
(Deleted comment)
(no subject) - malpa - May. 17th, 2007 09:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nornore - May. 18th, 2007 01:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - malpa - May. 18th, 2007 11:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - nornore - May. 18th, 2007 02:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bgmt - May. 18th, 2007 11:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nornore - May. 18th, 2007 11:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bgmt - May. 18th, 2007 11:00 pm (UTC) - Expand
(Anonymous)
May. 17th, 2007 05:28 pm (UTC)
Хуйня полнейшая. Не покидало ощущение, что журналистка сильно пересрала во время поездки.
lamababa
May. 17th, 2007 05:36 pm (UTC)
Тебе приходилось плотно и подолгу общаться с адыгами? Шапсуги, кроче, знаешь кто такЫе?
enfante
May. 17th, 2007 05:49 pm (UTC)
как всегда блестяще, юля
(Anonymous)
May. 19th, 2007 10:18 am (UTC)
ага, аж глаза слепит
(Deleted comment)
(no subject) - (Anonymous) - May. 23rd, 2007 12:34 am (UTC) - Expand
m_l
May. 17th, 2007 05:54 pm (UTC)
Спасибо Вам, Юля.
М
kblcbka
May. 17th, 2007 06:04 pm (UTC)
Спасибо Вам, очень-очень интересно!
daud
May. 17th, 2007 06:34 pm (UTC)
хорошая статья и фотки
vladimirpotapov
May. 17th, 2007 06:45 pm (UTC)
Хорошо. Для РР?
kunstkamera
May. 18th, 2007 10:41 am (UTC)
ага. Первый номер вчера вышел.
alex_nik
May. 17th, 2007 07:00 pm (UTC)
понятия журналист, и стыд и совесть, в нашей стране уже явно несовместимо
ingushetiya_ru
May. 17th, 2007 07:07 pm (UTC)
Весьма профессионально и грамотно сделанный материал. Респект!
(Deleted comment)
(no subject) - (Anonymous) - May. 20th, 2007 01:16 am (UTC) - Expand
juliakomissarof
May. 17th, 2007 07:29 pm (UTC)
очень интересно читать.
log2stas
May. 17th, 2007 07:56 pm (UTC)
Чувак на последней фотке страшный очень. Маньяк прямо.
eyres
May. 17th, 2007 08:08 pm (UTC)
отличный репортаж . спасибо.
Page 2 of 7
<<[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] >>
( 271 comments — Leave a comment )