Julia ([info]kunstkamera) wrote,
@ 2007-01-12 01:18:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Entry tags:article, nenets, north

Ненцы: поселок Несь
Поселок этот производит впечатление удручающее и обнадеживающее одновременно. Здесь как на провинциальном рынке - люди не особенно дружелюбные, говорят друг про друга гадости, рассказали, что недавно пьяные ненцы подрались с русским милиционером и отрезали ему голову...
Тем не менее, в Неси, в отличие от куда более традиционной, осмысленной, но все-таки вымирающей соседней Архангельской области, есть ощущение жизни - полукочевой, бестолковой, без прошлого и будущего, но все-таки жизни - много снующих туда-сюда "Буранов", много детей, не пустующая церковь. Временная жизнь, ставшая родным домом.

Как известно, советская власть стремилась контролировать самостоятельность малых народов - и потому делала все, чтобы большая часть ненцев и коми стала похожа на рядовых граждан СССР. С семи лет детей кочевников забирали в интернат, а потом - сразу в армию, после чего они возвращались совсем другими людьми - как правило, сильно пьющими, послушными и с трудом говорящими на своем языке. Для таких "окультуренных" ненцев и был приспособлен административный центр поселок Несь. Сейчас здесь проживает около 1200 человек - среди них есть ненцы, коми и русские. Сейчас для ненцев, в отличие от коми, существует много льгот, вроде бы способствующих сохранению их самобытности. Но, к сожалению, большая часть материальной прибыли уходит на покупку алкоголя, которого ненцам-монголоидам нужно очень немного. Дети оленеводов по-прежнему учатся в интернате; правила их пребывания здесь несколько смягчились - родители, проезжающие мимо со своими стадами, могут брать детей на выходные и на каникулы.






Да, вертолет тут бывает два раза в неделю - из Архангельска и из Нарьян-Мара. Но, поскольку все зависит от погоды, то, как правило, один. А вот такие сигнальные огни:
















































































































































(46 comments) - (Post a new comment)


[info]kisroka
2007-01-12 02:44 am UTC (link)
Как интернат? Почему до сих пор интернат?

(Reply to this) (Thread)


[info]kunstkamera
2007-01-12 03:14 am UTC (link)
У меня же там написано. С другой стороны, учиться детям надо где-то.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]kisroka
2007-01-12 03:39 am UTC (link)
Не, я просто, вроде, как уже нет таких правил - зачем тогда до сих пор Интернат?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]pan_twardowski
2007-01-12 08:53 am UTC (link)
Есть (не вполне узаконенное реально, но все же) правило о том, что в шесть лет дети идут в школу. Школы же существуют только в относительно крупных населенных пунктах. В связи с чем дети из более мелких населенных пунктов, а также с хуторов, рыбозаготовительных точек и прочая поселяются на время учебы в школах-интернатах, потому что больше их некуда девать. К слову, эта система существует много где во всей стране. Например, мы с коллегой однажды жили неделю в школьном интернате одного довольно крупного села относительно благополучной Удмуртии. Там селят детей из мелких деревень, где нет школ.

Что до разумности этой системы, то вообще-то в мире в основном эту проблему решают при помощи школьных автобусов. Для Удмуртии было бы реально, но вот для Ненецкого АО :)) - заведомо нет, потому что там в принципе нет дорог и огромные расстояния между мелкими поселками и точками, а также уже совсем немногочисленными кочевниками.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]kisroka
2007-01-12 03:21 pm UTC (link)
Спасибо большое за такой ответ. Я даже не подозревала об этом. Я сама из города и края, где, наверное, в каждом населеном пункте есть школа (или мне так казалось).

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]pan_twardowski
2007-01-12 04:05 pm UTC (link)
В КАЖДОМ населенном пункте школы нет даже в Московской области. Но в Московской области из деревень, где нет школы, абсолютно не проблема ходить и ездить в более крупные населенные пункты, где школы есть.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]kisroka
2007-01-12 05:33 pm UTC (link)
Ну, я и говорю, что так как из города, то видимо мне это казалось.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]pan_twardowski
2007-01-13 09:43 am UTC (link)
Дык я-то и вовсе из Москвы ;))

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]kisroka
2007-01-13 03:13 pm UTC (link)
Ну, ладно, ладно... я с другой точки планеты... что сейчас, что в детстве... (оправдываюсь...)

(Reply to this) (Parent)


[info]artamoniy
2007-01-12 09:04 pm UTC (link)
интернат потому что еще там бывает нелетная погода, я ребенок из города где были и школы и детские сады , и когда мама расчитывала что она в вечернюю смену а папа должен прилететь утром с вахты и забрать младьшую дочь из детсада, а а там нелетная погода и папа в лучшем случае задерживаеться на день два(а то и на месяц) мне везло школа старшего брата напротив и я "училась" с ни в старших классах.... весело.. а некторые сидели с нянечками пока кто нибудь не придет...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]kisroka
2007-01-12 09:55 pm UTC (link)
Мамочки, как страшно... Хорошо жить южнее...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]artamoniy
2007-01-12 11:21 pm UTC (link)
Да ! это точно, после года таких мытарств меня отправили на большую землю к бабушке с дедушкой... А брат вообще начинал учиться в москве а заканчивал год в норильске... Поэтому мне кажеться мне повезло больше чем этим детям...

(Reply to this) (Parent)


[info]_oldy
2007-01-12 07:11 am UTC (link)
Спасибо Вам.
Анька не нашлась?

(Reply to this) (Thread)


[info]kunstkamera
2007-01-12 05:00 pm UTC (link)
увы... теперь она вообще может быть где угодно, могла за это время из Москвы удрать

(Reply to this) (Parent)


[info]graf_g
2007-01-12 07:33 am UTC (link)
Скажите, а кто устанавливает льготы для ненцев и почему именно для ненцев?

(Reply to this) (Thread)


[info]pan_twardowski
2007-01-12 08:35 am UTC (link)
Кто-кто? Правительство РФ. Не именно, а для всех малых народов. Есть там численный критерий малости, не помню сколько. Ненцы - как раз самый большой из малых :)) А коми - не малый.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]graf_g
2007-01-12 08:37 am UTC (link)
Понял, спасибо.

(Reply to this) (Parent)


[info]tahorg
2007-01-12 07:39 am UTC (link)
Да уж...


Спасибо большое!

(Reply to this)


[info]mielenyvin
2007-01-12 07:40 am UTC (link)
а какой алкоголь любят ненцы?

(Reply to this) (Thread)


[info]kunstkamera
2007-01-12 11:39 am UTC (link)
а какой алкоголь у нас все любят?

(Reply to this) (Parent)


[info]don_guillermo
2007-01-12 08:43 am UTC (link)
впечатляет....
спасибо

(Reply to this)


[info]pan_twardowski
2007-01-12 08:45 am UTC (link)
Что до советской власти, то, поработав с ненцами и энцами, не устаю повторять, что совтеской власти при желании можно простить чего угодно, но только не оленеводческие колхозы. Вслушайтесь в это название и прочувствуйте весь его абсурд. Система проста: раньше нация вела себе кочевой образ жизни. И не нужны ей были ни поселки, ни колхозы, ни школы. А потом советская власть решила, что кочевать советским людям негоже. Люди были поселены в поселке, а выпаску оленей в тундре стали производить бригады из этих людей. Что делать людям алкогольно-неустойчивым в поселке за Полярным кругом, где даже картошку нельзя посадить? Вот то-то и оно. Кстати, оленеводство как осмысленный вид реальной хозяйственной деятельности эта система тоже погубила напрочь: сейчас оно абсолютно не рентабельно и существует благодаря дотациям.

(Reply to this) (Thread)


[info]kunstkamera
2007-01-12 11:38 am UTC (link)
вот-вот. оленеводческие колхозы.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]pan_twardowski
2007-01-12 03:44 pm UTC (link)
Советскую власть, собственно, как бы оправдывает только одно. Никакая другая "цивилизованная" власть со своими малыми народами принципиально лучше не обошлась. Но просто в СССР это еще и было под таким соусом, что все они просто счастливы должны быть, что их поселили в поселке, создали колхозы, детей повели в школы, сделали алфавит и учебники, увеличили (якобы) продолжительность жизни... Австралия своим обращением с аборигенами хотя бы не гордится.

А Архангельская область, кстати, еще совсем недавно была никакая не соседняя (Нарьян-Мар был подчинен Архангельску). Теперь не так?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]kunstkamera
2007-01-12 05:04 pm UTC (link)
Это там прямо физически чувствуется, как вредно им быть оседлыми. Сразу какая-то гниль лезет, как в непроточной воде. Мне в этой Неси три ночи подряд кошмары снились. Да такие, каких никогда в жизни не было. Стоило приехать обратно в Мезень - как всегда, снится только прекрасное - секс и путешествия.
Нет, что ты. Там все отдельно - там же есть нефть, и экономика у них другая. Это Мезенский район Арх.Обл. наоборот хочет присоединиться к НАО - была такая инициатива, во всяком случае.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]pan_twardowski
2007-01-13 09:49 am UTC (link)
Изначально точно было внутри АО (мне еще Бебчук объяснял идеологию границ: возле моря не могло быть совсем автономной автономии, чтобы в случае чего было поменьше свободы для сепаратизма), а пару лет назад были разговоры про то, чтобы отнести их к Коми.
А одно другому не мешает, собственно: район области вне автономии вполне может хотеть в нее войти, хотя автономия внутри той же области.

(Reply to this) (Parent)


[info]sova_ri_de
2007-01-12 05:40 pm UTC (link)
Ничего, сейчас новая экономически развитая молодежь подрастет - может наладят дела с хозяйством, благо рожают - молодцы. Пока только московский бизнес панты состригает...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]pan_twardowski
2007-01-13 10:20 am UTC (link)
Вы там бывали, простите? Какая на хрен экономически развитая молодежь у северного народа. Дела с хозяйством в НАО - да, наладят, но это будет русская и в крайнем случае обрусевшая комяцкая "экономически развитая молодежь". Отдельные ненцы с сильными личностными качествами - выберутся (кто-то и сейчас выбирается: родная сестра одного нашего ненецкого информанта из НАО вышла замуж за француза и живет во Франции). А ненцам как нации уже ничего, к сожалению, не поможет. Им уже даже обратно к нормальному кочевому образу жизни не вернуться. И знаете, что самое тут печальное? Ненцы - САМЫЙ крупный, САМЫЙ крепкий и САМЫЙ благополучный из российских северных народов.

(Reply to this) (Parent)


[info]_palka
2007-01-12 09:38 am UTC (link)
фотографии исключительные

(Reply to this)


[info]kapo4ka
2007-01-12 10:45 am UTC (link)
очень интересно, спасибо!

(Reply to this) (Thread)

Berlin
(Anonymous)
2007-01-12 12:34 pm UTC (link)
Liebe Julia, gestern traf ich Heiner in Berlin ... Und wir bewunderten Deine Fotos ... weiter so! Alles Gute Ralph.

http://georgien.blogspot.com

(Reply to this) (Parent)


[info]master_ov
2007-01-12 02:48 pm UTC (link)
+1

(Reply to this) (Parent)


[info]miss_julietta
2007-01-12 03:47 pm UTC (link)
даа, впечатление неоднозначное.. . спасибо за фотографии и за возможность узнавать, как живут люди в далеких краях.

(Reply to this)


[info]serbyk
2007-01-12 06:35 pm UTC (link)
Фотография с девочками, которые корчат рожи, больше всего впечатлила

(Reply to this)


[info]lvenaa
2007-01-12 07:45 pm UTC (link)
фотографии Ваши всегда трогают до глубины души.спасибо за то что Вы делаете!
вот живем так и не знаем..

(Reply to this)

Nice work Julia
(Anonymous)
2007-01-12 08:53 pm UTC (link)
Hi Julia, is a nice work this last pictures. Is a pity that the page is not in english, because more people around the world could see the photos and understand about the idea.

all the best+++

delmi alvarez

(Reply to this)


[info]naber
2007-01-12 09:46 pm UTC (link)
..что такое хорошо и что такое - плохо!
P.S. очень понравилась фотография с улицей Тундровой и восьмым домом )

(Reply to this)


[info]mondstrahl
2007-01-12 11:25 pm UTC (link)
удивительно. спасибо большое за репортаж!

(Reply to this)


[info]murena
2007-01-13 02:45 pm UTC (link)
Только ненцы не монголоиды:))
А селить их в посёлке да, в корне плохая штука, они ведь никогда не кучкуются помногу, чума два рядом, если родственники..
Слышала, в советские времена собирание детей в интернаты вообще очень драматичным было - "охотились" на деток с вертолётами, родители прятали. И в интернатах несладко было и воспитателям тоже - это же какая дикость - ребёнок не хочет спать на кровати!....
Грустно.
Юля, спасибо вам!:))))

(Reply to this) (Thread)


[info]kunstkamera
2007-01-13 07:02 pm UTC (link)
Как же не монголоиды? А кто же тогда по-вашему?
Да, были разные истории: например, трое детей сбежали, неделю ели одну банку консервов, самый младший не смог идти, его оставили одного в какой-то избушке в тундре, потом всех нашли на вертолетах и вернули в интернат. Но бывало и так: родители-ненцы отправили ребенка одного пешком в интернат, до которого было 40 км. Он не смог перейти какую-то речку и погиб.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]murena
2007-01-15 01:33 am UTC (link)
хм, вот оно как всё непросто..

(Reply to this) (Parent)

Great pictures
(Anonymous)
2007-01-13 03:32 pm UTC (link)
Thank you for sharing.

(Reply to this)

manxyu
(Anonymous)
2007-05-05 01:24 am UTC (link)
>acc

(Reply to this)

pd:sorry, my english isn?t very good.
(Anonymous)
2007-05-17 01:33 am UTC (link)
с by a sun day you
good resource a colour gamut and pictures is class neat right here there is a lot of interesting information
< a href= http://lesbian-cam.premium10adult.info/free-lesbian-web-cam-chat.html >free lesbian web cam chat </a> polazil for you on the site of kunstkamera.livejournal.com all klastno but it is necessary to go

(Reply to this)

u
(Anonymous)
2007-06-17 08:42 am UTC (link)

. Regards





(Reply to this)

sprint ringtones
(Anonymous)
2007-06-30 09:23 pm UTC (link)
Excelent information. Best wishes from New York.




(Reply to this)


(46 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…